Дорогие друзья!

Дорогие друзья!







Мы рады приветствовать вас в нашем блоге, который адресован всем, кто неравнодушен к чтению и книгам. Мы приглашаем детей, пап и мам, бабушек и дедушек, педагогов и своих коллег, а также всех, кому придётся по душе наша библиотека, познакомиться с нашей работой и открыть для себя много нового, увлекательного и полезного. Надеемся, что наше общение будет разносторонним и интересным.







Присоединяйтесь к нам! Давайте отправимся в плавание по морю информации вместе!



понедельник, 16 ноября 2015 г.

Международный день слепых

В пятницу (13 ноября) отмечалась всемирная дата, призванная привлечь внимание людей к тем, кто навсегда потерял зрение и оказался в трудной жизненной ситуации — Международный день слепых.

Слабовидящие и незрячие люди

Нарушение зрения имеет много степеней. Человек может быть полностью слепым или плохо видеть. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные люди имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении. Чаще всего будет более правильным использовать словосочетание «слабовидящий человек».
Среди детей, обучающихся в школах для слепых, около 80% являются инвалидами по зрению от рождения, около 1% – потеряли зрение в результате несчастных случаев и остальные являются слабовидящими, имеющими тенденцию к ухудшению зрения. При определенной подготовке, которую все инвалиды по зрению получают в школах и на специальных курсах, они могут достаточно свободно и самостоятельно перемещаться, ездить в общественном транспорте, делать покупки в магазине, решать бытовые проблемы и практически ничем не отличаться от остальных людей.
Школы для слепых дают знания в полном объеме средней школы и выдают аттестаты зрелости стандартного образца. В этих школах учатся немного дольше, чем в обычных (5 лет в начальной школе), поскольку дополнительный год дается на обучение ориентированию на местности и изучение шрифта Брайля. Выпускники поступают в институты и университеты, а затем работают по самым различным специальностям – в юридических конторах, диспетчерских и справочных службах, издательствах, банках, бюро переводов и т.д. В России традиционными для незрячих являются престижные профессии массажиста и композитора-аранжировщика.
Одним из основных мифов, касающихся незрячих людей, является представление о том, что практически все невидящие люди склонны к ясновидению и телепатии. Однако, людей, склонных к ясновидению и телепатии, среди незрячих примерно такой же процент, как среди видящих людей. Этот миф не имеет под собой реальной основы. С другой стороны, в силу развития повышенной чувствительности к окружающей среде, необходимой для успешного ориентирования, незрячие обращают внимание на такие вещи, как колебания воздуха, звуковую информацию, чего люди зрячие не замечают.
В повседневной жизни слабовидящие и незрячие люди пользуются специальными устройствами и приспособления, облегчающие контакт с окружающим миром: от определителя денежных купюр и определителя уровня воды в стакане до миникомпьютера, позволяющего свободно ориентироваться на местности. Кроме того, после определенной подготовки и приобретения навыков человек может самостоятельно ориентироваться на местности с помощью трости или собаки-поводыря.

Белая трость является не только опознавательным знаком для людей с ограниченным зрением, но ещё и символом независимости и самостоятельности. В некоторых странах, например, в Англии, дополнительный цвет трости имеет особое значение. Там полосатой красно-белой тростью пользуются лишь слепоглухие. Международный День Белой трости отмечается ежегодно 15 октября.

Технический прогресс не стоит на месте и в будущем незрячим людям в ориентировке будут помогать и более технологичные приборы. Это, например, лазерные трости, которые обнаруживают препятствия, находящиеся впереди, и предупреждают о них звуковым сигналом или вибрацией.
Помимо этого, в перспективе навигация, основанная на спутниковой технологии. Вместе с белой тростью она будет обеспечивать слабовидящих возможностью более самостоятельного и безопасного передвижения. Несмотря на бурное развитие науки и техники, пока еще не создан эффективный прибор, который позволил бы слепому человеку отказаться от использования трости при ориентировке в пространстве. Эта простейшая вещь при передвижении по городу дает информации больше, чем ультразвуковой эхо-локатор и другие современные, но еще недостаточно совершенные технические средства. 
Иногда слабовидящего человека может сопровождать собака-поводырь в специальной сбруе и с пометкой красного креста на груди.
Первые центры по подготовке собак-поводырей появились во Франции и Германии в 1915 году. Изначально они готовили четвероногих помощников для солдат, потерявших зрение во время первой мировой войны. Затем такие центры открылись и в других странах мира. Для подобной дрессировки больше всего подходит немецкая овчарка. Эти умные, послушные, верные собаки буквально заменяют своему слепому хозяину глаза. Хороших результатов можно также добиться, дрессируя бельгийскую овчарку, лабрадора и колли (которая больше всего подходит для слепых детей).

При чтении и написании слабовидящие и незрячие люди используют
шрифт Брайля, где знаки состоят из выпуклых точек, которые незрячие ощущают подушечками пальцев. Эта система письма для слепых широко распространена во всем мире, ею пользуются многие поколения незрячих уже около 180-ти лет.
Шрифт Брайля – рельефно-точечный шрифт письма и чтения, разработанный французским тифлопедагогом Луи Брайлем (1809-1852). В основе шрифта лежит комбинация 6 точек, дающая возможность обозначать буквы, цифры, знаки препинания, математические, химические и нотные знаки. Первая книга системе Брайля была выпущена во Франции в 1837 году; в России – в 1885 году.

Советы

Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как Вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой. Не обижайтесь, если Вашу помощь отклонили.

Не отнимайте и не стискивайте трость человека.

Говорите напрямую с этим человеком, а не через кого-то еще. Нормально использовать слова типа „смотреть“ или „видеть“. Незрячие люди используют эти слова постоянно.

Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он Вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если Вы хотите пожать руку, скажите об этом.

Когда Вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому Вы обращаетесь.

Обязательное требование этики – в начале разговора представляйтесь сами и представляйте людей, пришедших с вами. Старайтесь переводить жесты, которые собеседник заведомо не увидит, например, указывающие на предметы или людей, в слова. Если вы ненадолго отлучаетесь, предупредите об этом собеседника, не заставляйте его вещать в пустоту. Если вы передаете слово собеседнику, назовите его, не стоит кивать головой, если человек этого жеста не увидит.

Как правило, у слабовидящих людей обострен слух, поэтому многое происходящее ему становится понятным из доносящихся звуков. Однако в шумных помещениях способность незрячих ориентироваться на слух утрачивается. Также большие сложности возникают в незнакомом помещении. Простая просьба „присаживайтесь“ часто невыполнима, если Вы не скажете человеку, где относительно него находится кресло.

Опишите коротко, где Вы находитесь. Например: „В центре зала, примерно в шести шагах от Вас, стоит стол“. Или: „Слева от двери, как заходишь – кофейный столик“. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п. Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.

Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь увиденным.

Всегда выясняйте, в какой форме человек хочет получить информацию: Брайль, крупный шрифт, дискета, аудиокассета. Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть – это лучше, чем ничего. Возможно, человек сам найдет способ ознакомиться с текстом.

Если Вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если Вас об этом не попросят.

Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.

Когда Вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если Вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть незрячего собеседника к предмету и брать его рукой этот предмет.

Если Вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.

При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад – это неудобно.

Помогая в магазине или ресторане

Усаживая человека, положите его руку на спинку стула. Обычно люди с проблемами зрения садятся сами.
Прочитайте им меню и не забудьте озвучить цены.
Также помогает сказать невидящему человеку, как его еда расположена на тарелке, а предметы – на столе.
Если незрячий человек зашел в Ваш магазин, поприветствуйте его и предложите свою помощь.
Не забудьте, собаки-поводыри по закону имеют право доступа в магазины, аптеки и общественный транспорт.
Пожалуйста, не предлагайте еду собаке-поводырю.

Собака-поводырь

Пожалуйста, помните, что работающие собаки-поводыри – это совершенно особые собаки. Не потому, что они умнее или важнее, а потому, что у них есть работа, которую они должны выполнять.
Владельцы собак-поводырей постоянно „читают“ сигналы от их партнеров с помощью жесткой дуги шлейки. Неожиданный поворот головы собаки может дать неверный сигнал владельцу. Поэтому не отвлекайте, не гладьте собаку, не свистите и не играйте с ней, не кормите.
Собаки-поводыри могут заходить с хозяином в магазины, автобусы или другие виды общественного транспорта, а также пассажирские отделения самолетов, в поезда, пароходы.
Собаки-поводыри – это работающие животные. Они обучены соблюдать тишину и чистоту. Собака может ждать долгое время, прежде чем справить нужду.

Владелец получил все необходимые инструкции о том, как заботиться о собаке и будет выводить ее регулярно на улицу.
Разговаривайте с владельцем собаки, а не с собакой. Это может звучать грубо, но незрячий человек полагается на свою собаку, как поводыря. Концентрация собаки снижается, если Вы с ней говорите.
Пожалуйста, не хватайте человека или шлейку его собаки. Сначала спросите, нужна ли ему Ваша помощь и какая именно.
Если Вы прогуливаетесь со своей собакой, пожалуйста, придержите ее, наденьте поводок, если рядом будет собака-поводырь в шлейке. Не нужно отвлекать собаку от ее работы.
На улице

Люди с нарушениями зрения слушают уличное движение, чтобы определить, когда им безопасно переходить дорогу.
Поэтому водители без крайней необходимости НЕ должны:
– реветь мотором на светофоре, ожидая перемены света;
– замедлять движение или останавливаться, чтобы дать пройти незрячему человеку в местах, где нет перехода (данное пожелание высказывают сами люди с проблемами зрения, хотя оно противоречит правилам ПДД);
– останавливаться, когда горит зеленый свет; выкрикивать инструкции или гудеть, предлагая им переходить дорогу;
– парковаться на пешеходных переходах.

Оказание помощи в качестве сопровождающего

Техника оказания помощи в качестве сопровождающего направлена на то, чтобы помочь слепому человеку передвигаться в незнакомой ему обстановке безопасно и эффективно.
Хороший сопровождающий постоянно должен наблюдать за уровнем нервозности незрячего человека, думать на 6 шагов вперед, искать возможные опасности и всегда думать о «ширине для двух людей».
Сопровождающий, предлагая помощь, должен дотронуться до руки незрячего сзади в качестве сигнала, чтобы тот взял его за руку.
Сопровождающий держит свою руку расслабленной вдоль своего тела, или согнутой в локте. Рука незрячего тоже расслаблена. Он стоит сбоку от сопровождающего, на один или полшага позади него. Он держит руку сопровождающего чуть выше локтя, достаточно крепко для сохранения контакта без создания дискомфорта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий